
Обучение проводится амбулаторно во врачебных или комбинированных астма-школах. Цель обучения родителей в школе бронхиальной астмы — дать необходимую информацию о данном заболевании, чтобы помочь ребенку жить со своей болезнью и управлять ею. Оптимальным является размер группы в 10 человек. Меньшее количество может быть недостаточным для проведения дискуссии по основным вопросам. Большее число обучающихся затрудняет управление группой. Желательно одновременное привлечение обоих родителей.
В структуре цикла обучения могут быть рекомендованы 6 занятий, продолжительностью по 2 ч каждое.
Ниже приведен перечень занятий, их цели, содержание, рекомендуемое оснащение.
Занятие 1. Что такое астма
Цель: изложить основные сведения о строении и функции органов дыхания в норме и при бронхиальной астме, а также сформировать понимание причин астмы, отработать навыки правильной оценки симптомов болезни.
Содержание и структура занятия
1. Строение и функции органов дыхания
Человек для жизни нуждается в кислороде. Дышит человек легкими. В них происходит газообмен: кровь насыщается кислородом и отдает продукт жизнедеятельности организма — углекислый газ. Кислород с вдыхаемым воздухом поступает в легкие через воздухоносные пути. Рассказ о воздухоносных путях: полость носа, гортань, трахея, бронхи, а также об альвеолах и кровеносных сосудах, окружающих альвеолы. Сведения о дыхательной мускулатуре: межреберных мышцах, диафрагме.
Газообмен в легких
- Сокращение дыхательной мускулатуры, вдох, поток воздуха из атмосферы поступает в альвеолы и приносит с собой кислород.
- Кислород из альвеол поступает в кровь сосудов, окружающих альвеолы. Кровь насыщается кислородом.
- Углекислый газ из крови сосудов, окружающих альвеолы, поступает в альвеолы. Кровь очищается от углекислого газа.
- Расслабление дыхательной мускулатуры, выдох, воздух из альвеол, богатый углекислым газом, через воздухоносные пути выходит наружу.
Строение стенки бронха:
- Слизистый слой (выстилает бронхи изнутри, содержит клетки и железы, вырабатывающие слизь).
- Мышечный слой (у здорового человека мышцы бронхов находятся в расслабленном состоянии).
Иллюстрации: макет органов дыхания, таблица со строением органов дыхания, рисунки (мелом, фломастером).
2. Изменения в бронхах при астме
При бронхиальной астме в бронхах развивается особое неинфекционное хроническое (продолжающееся длительное время) воспаление. При таком воспалении стенки бронхов наполняются различными клетками, которые попадают туда из крови. Одна из таких клеток — эозинофил. Эти клетки вырабатывают различные вещества. Активные вещества клеток воспаления вызывают следующие изменения в бронхах: отек слизистой оболочки, выделение железами густой вязкой слизи, сокращение мышц бронхов. В результате этих изменений уменьшается просвет бронхов, а следовательно, их проходимость. Нарушается нормальный газообмен.
Иллюстрации: макет или рисунок среза бронха в норме и при бронхиальной астме.
3. Причины бронхиальной астмы
В основе бронхиальной астмы лежит аллергия. Аллергия — это повышенная чувствительность к тому или иному веществу — аллергену. В настоящее время определены гены (частички наследственной информации), которые ответственны за развитие аллергии.
Такие гены имеют люди с бронхиальной астмой. Эти гены кодируют выработку белков особого типа — иммуноглобулинов класса Е. Иммуноглобулины Е находятся в крови и слизистой оболочке бронхов. Образование иммуноглобулинов вызывают аллергены — различные вещества белковой природы.
При бронхиальной астме аллергенами являются:
- микроклещи домашней пыли,
- домашние животные (шерсть и перхоть кошки, собаки, овцы, лошади, морских свинок, кролика и др.),
- перо птиц,
- библиотечная пыль,
- аллергены тараканов.
Реже в качестве аллергенов выступает пыльца деревьев: березы, осины, дуба, ольхи и др.; дикорастущих и культурных злаков: тимофеевки, райграса, ржи и др.; сорняков: лебеды, полыни; растений семейства сложноцветных: одуванчика, подсолнечника.
Аллергенами могут быть пищевые продукты (рыба, цитрусовые и др.), споры микроскопических плесневых грибов, обитающих в сырых помещениях, ванных комнатах и кухнях, где имеется течь систем водоснабжения и канализации.
У каждого больного свой спектр аллергенов. Аллергены вдыхаются. В слизистой оболочке бронхов они взаимодействуют с иммуноглобулинами Е. Это приводит к активации клеток воспаления, выделению ими активных веществ. Последние вызывают отек слизистой оболочки бронхов, сокращение мышц, повышение выделения слизи, приводящие к снижению просвета бронхов и приступу астмы.
Кроме аллергенов, приступ астмы могут вызвать другие раздражители:
- табачный дым,
- физическая нагрузка,
- резкие запахи (парфюмерная, бытовая химия, лакокрасочные изделия),
- дым костра,
- эмоции (плач, смех),
- острые респираторные инфекции.
4. Признаки астмы
Астма — хроническое аллергическое заболевание, протекающее с периодами обострения и ремиссии. Обострение — наличие приступов и симптомов болезни. Ремиссия — отсутствие : симптомов заболевания, хорошее самочувствие.
Признаки астмы:
- приступы свистящего дыхания с хрипами, слышными на расстоянии,
- затрудненный выдох;
- приступы кашля;
- чувство сдавления в груди.
Симптомы астмы часто возникают ночью. Обострение болезни развивается при воздействии аллергенов и неспецифических раздражителей. Выраженность симптомов зависит от тяжести болезни. Выделяют легкое, среднетяжелое и тяжелое течение болезни. Есть признаки, свидетельствующие о скором развитии приступа астмы. Их называют предвестниками приступа: нарастающие чиханье и/или насморк, покашливание, беспокойство и др.
Иллюстрации: плакат с перечнем признаков астмы.
Контроль знаний
Выберите правильный ответ:
1. Астма — заболевание: а) инфекционное, б) неинфекционное, в) аллергическое, г) острое, д) хроническое.
2. При астме в бронхах происходят следующие изменения: а) развивается инфекционное воспаление; б) развивается аллергическое воспаление; в) улучшается проходимость бронхов для воздуха; г) ухудшается проходимость бронхов для воздуха.
3. Обострения астмы вызывают: а) микробы; б) аллергены; в) различные неспецифические раздражители.
Иллюстрации: лист для тест-контроля.
Задание на дом
- Составьте список симптомов болезни у вашего ребенка. По каким признакам вы можете предугадать приближающийся приступ астмы у ребенка?
- Составьте список возможных источников аллергенов в вашей квартире, возможных неспецифических раздражителей в окружении ребенка.
Также Вам помогут следующие статьи по данной теме:
- Школа бронхиальной астмы: быт, диета и закаливание детей с астмой ( 2 занятие)
- Школа бронхиальной астмы: лечение бронхиальной астмы ( 3 занятие)
- школа бронхиальной астмы: контроль и самоконтроль течения астмы (4 занятие)
- Школа бронхиальной астмы: дыхание и физическая культура при астме (5 занятие)
- Школа бронхиальной астмы: психологические проблемы при астме ( 6 занятие)